18.10.2021 Профилактика буллинга в подростковой среде

 

 

Профилактика буллинга в подростковой среде

 

     18 октября 2021 года в Шумерлинском политехническом техникуме Минобразования Чувашии состоялось очередное совещание педагогических работников, где одной из тем обсуждения была проблема буллинга среди подростков.

В современном обществе стали учащаться случаи жестокого обращения в подростковой среде, унижений, оскорблений, насмешек, драк ? все это является причиной личностной деструкции, стресса, суицидальных наклонностей у жертвы. Как правило, в основе агрессивного поведения у подростка лежит травматический опыт, который влияет на его дальнейшее поведение.

Буллинг (от английского bullying, bully - хулиган, задира, грубиян) – это запугивание, психологический или физиологический террор, агрессия, направленная на подчинение себе другого человека или вызывание у него чувства страха.

На совещании было отмечено, что данное явление может проявиться особенно среди первокурсников, которые пришли учиться в техникум из разных образовательных организаций и среди них идёт «борьба» за лидерство. Задача куратора – предотвратить данное явление.

Буллинг имеет следующие особенности:

·         проявление агрессивных действий;

·         данные действия имеют продолжительный контекст;

·         действия направлены по отношению к человеку, не способному себя защитить (дисбаланс власти);

·         действия буллинга являются осознанными.

Инициаторами травли могут выступать подростки как с нарциссическими чертами характера (общеизвестно, что «основная особенность нарцисса – стремление к власти, самоутверждению за счет других»), так и дети, которые ранее сами были в роли жертвы.

Подросток хочет быть авторитетным в своей референтной группе, что дает определенную власть. Жертвами буллинга чаще всего становятся подростки, неспособные постоять за себя. Также в роли жертвы может оказаться любой (сверстник, преподаватель, одноклассник с физическими недостатками, особенностями внешности, с трудностями в обучении и др.). Самыми распространенными видами буллинга являются:

·         физическая агрессия (пинки, драки и др.);

·         вербальный буллинг (угрозы, оскорбления, унижения и др.);

·         психологический буллинг (психологическое давление, оказываемое группой, игнорирование, бойкот и др.);

·         вымогательство денег/порча имущества;

·         кибербуллинг (буллинг с использованием социальных сетей);

·         телефонный буллинг;

·         сексуальный.

Условиями возникновения буллинга могут быть:

·         появление проблемного новичка в коллективе;

·         наличие в группе признанного «лидера»;

·         острый конфликт между двумя участниками;

·         внешние поводы для агрессора;

·         низкий уровень воспитания;

·         чрезмерная импульсивность;

·         агрессивность;

·         желание доминировать;

·         неадекватно заниженная самооценка;

·         семейное насилие;

·         низкий социально-экономический статус семьи;

·         внутрисемейные конфликты;

·         ранняя судимость и др.

Можно сказать, что целью буллинга является желание скрыть свою неполноценность за агрессивным поведением.

Также необходимо выделить, что является мотивом для буллинга:

-  зависть; месть (когда жертва хочет наказать другого за свои страдания);

 -глубокая неприязнь человека;

- борьба за власть;

- самоутверждение за счет более слабого человека;

- желание быть в центре внимания, выглядеть лучше остальных;

 стремление унизить, запугать непонравившегося человека.

Достаточно часто жертвы буллинга молчат о случившемся, но распознать жертву можно по ее поведению. Подросток-жертва становится замкнутым, утрачивает к себе уважение, на теле появляются синяки, ссадины, прогулы в учебном заведении, в крайних случаях возможны попытки суицида. Взрослым необходимо быть предельно внимательным к изменениям в поведении подростка. 

В последствии, подростки, пережившие буллинг, получают глубокую психологическую травму, что отражается на эмоциональном и социальном развитии. Насилие оставляет отпечаток на дальнейшей жизни подростка.

Преподаватель, куратор, который заметил элементы буллинга, должен его пресечь. Для этого необходимо привлекать психолога и родителей в решении данной проблемы.

Профилактические меры по пресечению буллинга в коллективе:

·         не допускать насмешек;

·         совместно посещать различные мероприятия (экскурсии, выставки и др.);

·         формировать толерантность у обучающихся через беседы, доклады на родительских собраниях и классных часах;

·         психолог должен проводить не только работу с жертвами буллинга, но и коррекционную работу с агрессором;

·         психологу необходимо поработать с семьей, с детско-родительскими отношениями;

·         развивать стрессоустойчивые качества у обучающихся и др.

      В заключение стоит отметить, что проблему буллинга в учебных заведениях разного уровня очень сложно искоренить, но необходимо данной проблемой заниматься всем участникам учебного процесса: обучающимся, преподавателям, кураторам, родителям.

        Кураторам учебных групп рекомендовано провести часы общения по формированию толерантного и уважительного отношения друг другу.

            Педагогическому коллективу предложены для изучения и использования в работе с обучающимися и их родителями по профилактике буллинга среди подростков Методические рекомендации, разработанные Лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования НИУ «Высшая школа экономики» и Фондом поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание» авторами А.А. РЕАН, М.А. НОВИКОВА, И.А. КОНОВАЛОВ, Д.В. МОЛЧАНОВА:

-  Руководство для подростков про буллинг: КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ И ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ НАПАДАТЬ НА ДРУГИХ

- Руководство для родителей про буллинг: Что делать, если Ваш ребенок вовлечен?